Театр одного примата (stokesequation) wrote,
Театр одного примата
stokesequation

Categories:

Про трагедию

Написал тут статью в ruposters. Продублирую тут.
https://ruposters.ru/news/08-05-2019/razbor-oshibok-vbrosov

...

Любая трагедия в авиации — это всегда сочетание множества обстоятельств, каждое из которых не является по отдельности фатальным, но в сумме они приводят к гибели людей и крылатой машины. Более того: в случае любой нештатной ситуации многократно усиливается стресс — и даже закалённые и опытные люди могут начать совершать ошибки, которые могут превратить авиационное происшествие в катастрофу.

Очень легко с дивана судить о трагедии, действиях пилотов, бортпроводников и наземного персонала, особенно когда всё уже случилось и расследовано. Каждый мнит себя стратегом, видя бой со стороны. Но следует понимать, что любые поверхностные знания или бытовой опыт к высокотехнологичным областям неприменим. Существует слишком много обстоятельств и сложностей, которые многочисленные комментаторы трагедий упускают из виду и даже не догадываются об их существовании. А некоторые из «рекомендаций», высказываемых диванными экспертами (например, разместить пожарные машины на взлётно-посадочной полосе, ожидающей аварийный борт), сами по себе привели бы к увеличению аварийности самолётов и росту числа жертв.

Огромное число обстоятельств трагедии еще неизвестно, их должно показать расследование. Но многие факты уже опубликованы, поэтому можно разобрать несколько основных претензий и мифов.

1. Попадание молнии не должно вызывать проблем у самолёта.
В абсолютном большинстве случаев так и есть — корпус самолёта состоит из алюминия, который очень хорошо проводит ток, поэтому внутрь самолёта разряд не проходит, оставляя небольшое оплавленное в точке входа. Тем не менее, после такого попадания самолёт, даже если полёт проходит штатно, должен быть подробно осмотрен и изучен на предмет неисправностей. За время эксплуатации Суперджетов молнии попадали в них десятки раз — без каких-либо последствий.
Но так происходит не всегда . В некоторых, очень редких случаях удары молний наносят серьезные повреждения самолёту, в случае с произошедшей трагедией удар молнии вызвал отказ электроники на борту. Само по себе это не является фатальным, так как самолёт может управляться в ручном режиме.
2. Удар о полосу не должен вызывать разрушения
Всё зависит от вертикальной скорости самолёта и его массы. Суперджет садился перетяжеленным (с полными баками топлива), с превышением допустимой вертикальной и горизонтальной посадочной скорости. Ударов о полосу было несколько — первые удары не стали фатальными для конструкции, но ослабили её. Следующие привели к разрушению стоек шасси и топливных баков, которые находятся в крыле.
В случае аварийных посадок с превышением вертикальной посадочной скорости самолёт списывается и идёт на слом — даже если внешне с ним всё в порядке, конструкция его уже ослаблена этими столкновениями, и больше летать на нём нельзя. Перед разрушением Суперджет получил несколько таких ударов.

3. Самолёт не должен был так быстро сгореть.
Самолёт садился с полными баками топлива, садился на высокой скорости, когда произошло возгорание. То есть пламя постоянно относило назад, а в зону горения шли очень интенсивные потоки воздуха. Температура открытого пламени для керосина примерно 800 градусов, а температура плавления авиационного дюраля (из которого сделана обшивка всех самолетов) около 650 градусов. Поэтому при пожарах на самолётах и вертолетах от них практически ничего не остается — конструкция плавится и сгорает, так как алюминий сам по себе может гореть.

4. Большая масса топлива стала одной из причин трагедии. Почему топливо нельзя было слить?
Системы аварийного сброса топлива на современных средне- и ближнемагистральных самолётах не устанавливаются. Вместо этого эти самолёты нарезают круги вокруг аэродрома на неэкономичном режиме работы двигателей, вырабатывая это топливо. По каким-то причинам этого не было сделано. Даже если бы система аварийного сброса топлива на Суперджете была, сбросить несколько тонн топлива самолёт перед посадкой бы просто не успел.

5. Пожарные приехали слишком поздно
Первая пожарная машина подъехала к горящему самолёту через минуту после остановки. Это очень быстро, и вряд ли можно было бы сделать быстрее. Неизвестно, где именно остановится неисправный самолёт (это зависит от огромного числа факторов), а длина полосы составляет 3.5 километра, вдобавок, самолёт в случае аварийной посадки может даже выкатиться за пределы полосы. Ждать на самой полосе тоже нельзя — высока вероятность столкновения, поэтому машины были на соседней полосе.

6. Почему спасатели не вытаскивали людей из горящего самолёта?
Смерть в пожарах происходит не от огня, а от дыма, в первую очередь от угарного газа CO. Отравление угарным газом происходит очень быстро — смертельную дозу человек получает с пары вдохов воздуха, в котором концентрация CO составляет всего лишь один процент. CO крайне быстро вступает в реакцию с гемоглобином крови, образуя карбоксигемоглобин — очень устойчивое соединение, которое полностью блокирует кислородный обмен в клетках. В итоге, если человек получил критические дозы угарного газа даже в паре вдохов, спасти его невозможно — даже искусственная вентиляция лёгких чистым кислородом не помогает, так как почти вся кровь уже не способна переносить кислород, в результате чего человек в считанные минуты умирает. Угарный газ легче воздуха, поэтому при пожаре рекомендуется продвигаться как можно ближе к уровню пола помещения.

7. Полёты Суперджетов должны быть приостановлены. Почему этого не сделано?
Приостановка полетов происходит в случае, если обстоятельства трагедии  неизвестны, или они явно указывают на конструкционный недостаток самолёта. В случае с произошедшей трагедией, обстоятельства известны, так как в рапоряжении комиссий находятся и бортовые самопицы, и показания пилотов и других членов экипажа, и данные с земли. Далеко не все эти данные публикуются в СМИ. Если решение о приостановке не принято, значит, предварительной причиной трагедии в первую очередь считается неблагоприятная погода и человеческий фактор — а не конструкция самолёта.
Tags: авиация, статья
Subscribe
promo stokesequation february 3, 16:01 9
Buy for 10 tokens
Перед вами, наверное, вершина могущества человека в вопросах организации материи. Огромная ракета, которая несёт в себе несколько кусочков Солнца, и готова щедро поделиться теплом и светом в любую минуту. Только скажи. Это потрясающе неестественный объект. В нём неестественны абсолютно все…
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic
  • 2 comments